Форумы - SU / Сушка. Для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата

Форумы - SU / Сушка
Для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата


Газета Петербургский коллекционер

Павловский перечекан

Стремление императора Павла I к реформированию распространилось и на денежные отношения. Уже через месяц после восшествия в ноябре 1796 года на престол он отменил отданное полугодом раньше установление Екатерины II чеканить из пуда меди не 16 кг монет, как раньше, а 32 кг, и наказал перечеканить гривенники в четырехкопеечники, пятаки в двухкопеечники, то есть возвратить им прежний номинал, а остальные медные монеты переплавить. Такие действия, получившие название павловского перечекана , некоторые исследователи расценили как причуду. Верна ли такая оценка?

Понятно, что действия Екатерины II по изменению монетой стопы вызвали недовольство в народе и были справедливо признаны правительством Павла I финансовой аферой. Перечеканка позволяла сэкономить немалые средства при минимальных потерях. Вызывает интерес и такая ее особенность: монеты, обращаемые в прежнее достоинство, по непонятной на первый взгляд причине, сохраняли вензель Екатерины II и датировались годами ее правления. Тоже блажь молодого императора? Есть основания утверждать нет. Дело в том, что перечеканка ухудшала внешний вид монет, а соображения государственного престижа имели в царствование Павла немаловажное значение. Вскоре ее вообще отменили, пятаки с 1797 г. чеканили только из серебра. Так что указ о перечекане - свидетельство рационального подхода Павла I к решению финансовых задач.

Теперь о других его распоряжениях, относящихся к монетному делу. Одно из них предусматривало выпускать рубли из серебра 83 1 /3 пробы весом 28,39 граммов чистого серебра, а не, как раньше, - 72-й пробы весом 18 граммов. Новые параметры соответствовали данным так называемого альбертусталера - нидерландской монеты, игравшей тогда важную роль в торговых отношениях ряда европейских стран и принятой за образец в монетной системе Пруссии. Эта мера позволяла России упростить внешнеторговые операции и главное ввести русские рубли в разряд монет, обращавшихся в Западной Европе. Проект, однако, потерпел крах. Причина в том, что серебра, добываемого в России, было мало, поэтому сырьем для чеканки рублей являлись западноевропейские талеры. При Екатерине II без ущерба казне талер покупали за один рубль сорок копеек. Теперь же, когда рубль стал отличаться от талера лишь внешним оформлением, появился соблазн закупить новые монеты по нарицательной цене, перечеканить в талеры и продать той же русской казне почти в полтора раза дороже. Плутов и мошенников доморощенных и иноземных - в то время было немало, они сразу же, грубо говоря, унюхали, что при столь простой операции можно иметь солидный прибыток. Поэтому правительство Павла I было вынуждено чеканку нового рубля, начатую в 1796 г., прекратить и ввести рубль, равный по содержанию чистого серебра екатериненскому . Но идея создания русских монет, способных выйти на европейский рынок, была плодотворна, и поэтому возродилась в проекте выпуска крупной серебряной монеты - ефимка .

Несколько слов об этимологии этого слова явно русского происхождения. В XVI веке в поселке Иохимсталь в Чехии начали чеканить большие серебряные монеты (27,2, позднее 26,39 грамма серебра), которые широко распространились и стали образцом для выпуска подобных денег в других государствах. Называли их там по-разному, но в большинстве стран за основу взяли вторую часть имени поселка - талер, далер, доллар. У нас чешскую монету, также заслужившую доверие, поименовали, переделав по-свойски первую часть названия поселка - ефимкой. Впервые в России крупные серебряные монеты, перечеканив талеры, выпустили в 1654 г. Годом позднее на них стали набивать клеймо всадник на коне, и они получили название ефимок с признаком . Выпуск этих монет вскоре прекратили, в обращении они находились до 1659 г.

Павловский ефимок предполагалось выпускать по весовой норме альбертового талера . По сопоставлением с рублем он имел полуторарублевое достоинство и поэтому какая-либо выгода при перечеканке в талер исключалась. Более того, небольшое превышение чистого серебра в его составе служило гарантией доверия ефимка на внешнем рынке. Однако этот павловский проект реализован не был, т.к. на западноевропейском рынке после начала наполеоновских войн произошло значительное падение цены на талеры.

Больше других нововведений Павла I в монетном деле поразило его современников повеление лишить изображений царственных особ на монетах и превратить последние из императорских в государственные. Причем речь шла не только о вновь выпускаемых деньгах, но и о перечеканке золотых и серебряных монет с портретами российских властителей, за исключением Петра I. Причин, вызвавших этот наказ, называют две: он отвечал тяготению императора круто изменить все, что напоминало об екатериненских порядках; Павлу не понравился собственный портрет на пробных рублях. Полагаю, что здесь уместно прислушаться и к мнению историка В.О. Ключевского, назвавшего Павла I цветком, обрызганным каплями россы вольтерьянского просвещения .

Лишение портретных изображений настоятельно поставило вопрос: какой же весомый и выразительный сюжет воспроизводить на лицевой стороне монет? Таким предстали слова, обращенные к Господу (Псалтырь, псалом 113/9): Не намъ не намъ а имяни твоему . (Некоторые исследователи отмечают, что это был девиз средневекового духовно-рыцарского ордена Тамплиеров, с историей которого Павел I был, по всей вероятности, знаком.) С 1797 года изменению подверглась и гербовая сторона монет: вместо герба стали чеканить стилизованный крест из букв П с цифрой I посредине. В этом случае молодой император следовал петровской традиции: впервые монограмма их четырех букв П и с четырьмя цифрами I появилась на рубле Петра I 1722 г. Впоследствии наказ Павла I не помещать на монетах изображений императоров соблюдался Александром I (за исключением золотых и серебряных монет для Польши) и Александром II; при Николае I исподволь нарушался выпусками малыми тиражами памятных и дарственных монет. Портретные изображения императора на монетах массового чекана появились при Александре III, а полностью возвратил эту традицию, начав с коронационного рубля, Николай II.

Рассказ о деятельности Павла I по реформированию монетного дела будет неполным, если не сказать об учреждении им в 1800 г. при Академии художеств медальерного класса для обучения медальерному искусству наиболее способных молодых людей из соотечественников , а также об утверждении проекта нового здания Санкт-Петербургского монетного двора, монументальный фасад которого и поныне замыкает перспективу центральной аллеи Петропавловской крепости.

Леонид Любимский (г. С-Петербург)



cтатьи
главная

Designed by Chepelivski Vitali