Форумы - SU / Сушка. Для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата

Форумы - SU / Сушка
Для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата


Газета Петербургский коллекционер

Марки 300 лет дома Романовых

21 февраля 1913 года в столице России – белокаменной Москве и во всех уголках необъятной ее территории торжественно отмечалось 300-летие царствования Дома Романовых. По мнению организаторов юбилейных торжеств, выпуск большой серии почтовых марок с портретами царей и видами наиболее важных дворцовых построек мог наиболее наглядно проиллюстрировать многолетнюю историю Дома Романовых.

Подготовка проекта большой серии юбилейных марок началась задолго до проведения торжеств. Проект такой серии как бы состоял из двух частей. Первую часть составляли марки небольшого формата с портретами царей: Петра I (на двух марках), Александра II, Александра III, Петра III, Павла I, Николая II (на двух марках), Екатерины II, Николая I, Алексея Михайловича, Александра I, Михаила Федоровича и царицы Елизаветы Петровны. В эту группу входили марки достоинством от 1 до 70 копеек, а также марка в 5 рублей с изображением Николая II. Вторая часть состояла из марок достоинством в 1, 2, 3 рубля, на которых были рисунки Московского Кремля, Зимнего Дворца и Дома Романовых в Москве.

При создании проекта серии марок копеечного достоинства с портретами царей возникли трудности с выбором для них цветов цветовых оттенков. Малые размеры марок-миниатюр и известная ограниченность цветовой гаммы затрудняли создание хорошей отличимости марок различных достоинств и назначений. Усложняли ее и требования на определенные цвета марок по международным нормативам.

В феврале 1912 года Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ) представила на утверждение главному управлению почт и телеграфов проект покраски марок, достоинством от 1 до 70 коп., портретные изображения царей, которые были уже ранее согласованы с этим управлением. При рассмотрении проекта обнаружилось, что марка в 7 коп., имевшая коричневый цвет, не отвечает обязательствам России, как члена Всемирного Союза, выпускать для внутренних простых писем марки только синего цвета. В связи с этим Экспедиция приступила к изготовлению марок в 7 коп. светло-синего цвета. При повторном же рассмотрении проекта обнаружилось, что теперь эта марка по цвету и рисунку очень схожа с синей маркой в 10 коп., для простых, но международных писем, что было недопустимо при сортировке писем на внутренние и международные.

Оставляя для международных писем синий цвет марки, пришлось для внутренних писем вернуться к ранее отвергнутому варианту коричневого цвета марки в 7 коп. Но... небольшое количество семикопеечных марок светло-синего цвета было уже изготовлено. Такая "необыкновенная" распорядительность российских чиновников создала для коллекционеров-филателистов возможность приобретения юбилейной марки большой редкости.

В январе 1912 г. в печати появились официальные сообщения о изготовлении в ЭЗГБ марок "300 лет Дома Романовых", а в конце этого года газеты сообщили, что эти марки вводятся в обращение с 1 января 1913 г., заменив все ранее существовавшие до этого времени почтовые марки.

Однако не успели новые марки войти в оборот, как в газете "Петербургский листок" от 7 февраля, да и в других газетах, появились публикации о том, что в непродолжительном времени предполагается марки с портретами царствующих особ изъять из продажи "ввиду некоторых неудобств штемпелевания марок", трудно не согласиться с тем, что марать штемпелем лица царей России было делом не совсем пристойным. Вместе с тем невольно возникает вопрос : разве неизвестно было почтовым работникам, что при пересылке корреспонденции все почтовые марки должны штемпелеваться? Эта ситуация предопределила все последующие недоразумения, связанные с этими марками в течение длительного времени, вплоть до 1918 г. Итак, сразу после приведенного выше сенсационного газетного сообщения, Главный почтамт и его отделения прекратили продажу юбилейных марок. Моментально марки стали продаваться по спекулятивным ценам, но уже через 5 дней дело с продажей марок приняло совершенно новый оборот. На Главном почтамте беспрепятственно стали продаваться марки в 35 и 50 коп., а также комплекты (книжки) марок в 1, 2 и 3 коп., а также в 2 руб. Однако большинство марок копеечного достоинства по-прежнему не продавалось.

Не было в продаже и марки самого высокого - пятирублевого номинала с портретом царствующего Николая II, хотя желающих купить ее была масса. К этим людям относились не только коллекционеры, но и перекупщики, наживавшиеся на страсти собирательства у многих людей. Например, корреспондент газеты "Петербургский листок" рассказывал, что утром 11 февраля на Почтамтской улице один господин на глазах толпы зевак продал 8 марок 5-рублевого достоинства по 25 рублей за штуку, нажив в течение нескольких минут целое состояние - 160 рублей в золотом исчислении. Кроме того большим спросом пользовались и марки в 7 и 10 коп. также с портретами Николая II, что , очевидно, было связано с недоразумением по их окраске, а, главное, из-за слухов о том, что они никогда уже не поступят в продажу. Наконец 15 февраля Главный почтамт получил разрешение продавать все юбилейные марки, однако только до 25 февраля. В этот день к 10 утра в зале почтамта собралась масса народа. Было продано марок более чем на 30000 рублей. На следующий день покупателей собралось еще больше, и среди них поползли слухи о том, что марок не хватит до установленного срока, а дополнительных партий не будет. Масло в огонь подлили служащие почтамта, заверявшие посетителей о выпуске в скором времени вместо юбилейных, новых марок без портретов царей.

Такая неопределенность с продажей марок приводила к ряду курьезов. Один из них произошел с господином, который купил по целому листу марок всех типов, т.е. по 100 штук копеечных и по 50-рублевых марок. С ними он отправился к служащим почтамта с просьбой оштемпелевать их так, как это производится на письмах ("гашеные" марки тогда у коллекционеров были намного дороже). В этом ему, естественно, отказали, и он ужасно расстроился, представив, какое время и сколько денег ему потребуется для отправки самому себе писем с оштемпелеванными марками.

Полагая, что из-за ограничений выпуска, в последующем юбилейные марки даже копеечного достоинства, сильно вздорожают, многие накупили их до 25 февраля на десятки, а кто и на сотни рублей. Большинство из них принадлежало к числу небогатых людей: студенты, мелкие торговцы, чиновники и т.п. Все они в надежде на улучшение своего материального положения купили марки на последние деньги. Когда же в конце февраля стало известно, что марки всех номиналов будут свободно продаваться, перед этими людьми встал вопрос и о том, куда девать ненужные им марки? Ни Главный почтамт, ни его отделения обратно марки не брали. Приходилось "с боем приобретенные" марки сбывать их менялам с большой скидкой. И если марки малых номиналов удавалось еще как-то продать, то дорогие, особенно рублевые - девать было некуда.

В дальнейшем положение с юбилейными марками, на которых были портреты царей Дома Романовых, не только не улучшилось, но стало еще более запутанным. Так, в течение всего 1913 года не переставали ходить самые разнообразные слухи то о продлении сроков хождения этих марок, то об их изъятии из обращения. Более того, даже выпускавшиеся по этому вопросу ведомственные распоряжения, по существу, противоречили друг другу. В октябре 1913 года главным управлением почт и телеграфов было объявлено, что с 1 января 1914 года юбилейные марки с портретами императора Николая II и ранее царствующих государей из Дома Романовых будут изъяты из обращения. В том же месяце в объявлении министра внутренних дел указывалось, что юбилейные знаки почтовой оплаты, в том числе почтовые марки с портретами царей, будут действительны и после 1 января 1914 года.

В июне 1914 г. в "Петербургской газете" появилось следующее сообщение: "Коллекционеры-собиратели почтовых марок могут быть спокойны, юбилейные марки еще долго будут в обращении. Запас юбилейных марок громадный. Имеется на 350000 рублей отпечатанных юбилейных марок. Говорят, что юбилейные марки вообще не будут изъяты из обращения и окончательно заменят марки старого образца".

В декабре 1914 года в газете "Петербургский листок" сообщалось, что с "соизволения" императора Николая II срок продажи и хождения юбилейных марок с портретными изображениями продлен до 1915 г.".

Финансово-экономические трудности России, связанные с ведением войны, свели на нет такие незначительные для жизни страны события, как выпуски почтовых марок. Поэтому юбилейные марки продолжали находиться в обращении и были аннулированы только после октябрьских событий 1917 г.



Ростислав Николаев (г. Санкт-Петербург)

5 рублей, 1909 г.
cтатьи
главная

Designed by Chepelivski Vitali