Форумы - SU / Сушка. Для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата

Форумы - SU / Сушка
Для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата


Газета ВСЕМИРНЫЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР

Харбинский паровоз

Харбинский паровоз
1 рубль (Харбин)

Помню, как еще в довоенные времена, когда я частенько бывал в филателистическом магазине Харькова на улице Короленко, меня однажды поразили продававшиеся там бумажные деньги Харбина. Собственно не сами деньги, а изображенный на каждой купюре паровоз. Приобрести их я тогда не мог, так как цена для бюджета школьника была немыслимой, однако запомнил надолго и мечтал достать.

Много лет спустя жизнь забросила меня в сам Харбин. В свободное от дел время я вел поиск не только харбинских дензнаков, но и всевозможных сведений о них.

увеличенный фрагмент пара, видно очертание женской головы
увеличенный фрагмент пара, видно очертание женской головы

Еще в Москве мне как-то один из бонистов поведал невероятную историю, связанную с заинтересовавшими меня бонами. Он мне (почему-то шепотом) сказал, что под колесами паровоза художник скрытно изобразил голову управляющего КВЖД Хорвата, а тот об этом не ведал, когда ставил подпись на всех купюрах. Этот интригующий рассказ я тоже попытался проверить на месте.

Харбин был чисто российский, в основном одноэтажный, городок с двух - трехэтажными торговыми, финансовыми, учебными и служебными капитальными зданиями. Особо бросались в глаза прибывающему в город дореволюционные железнодорожные постройки: знаменитый длинный многопролетный мост через реку Сунгари, акведук через железную дорогу с его чисто русскими обелисками - фонарями и, конечно же, харбинский вокзал.

Искал я харбинские боны довольно долго и безрезультатно. Местные русские - потомки первостроителей железной дороги - мне не то чтобы продать, но даже и показать их не могли (а может, и не хотели:).

Как-то в доме из частных книжных магазинов, где можно было приобрести многие русские книги - от юбилейного издания к 300-летию Дома Романовых до такого " шедевра", как "Секреты белой и черной магии", - один тучный старик в пенсне, в сильно поношенной офицерской шинели дореволюционного образца и типичной российской полевой фуражке (без кокарды), посоветовал поискать нужные мне боны в китайской части города, где толкучий базар функционирует практически непрерывно. Там, сказал он, китайцы иногда продают наши бумажные деньги чуть ли не на вес.

Однажды, улучив часок, я отправился туда и (мне просто повезло) купил недорого целую картонную коробку, наполненную бумажными деньгами. В этом скопище отыскалось и несколько интересующих меня изготовленных в Америке харбинских бон - 50 копеек, 1 рубль и 10 рублей. Из каталогов и другой справочной литературы я уже знал этот выпущенный в обращение в 1919 году номинальный ряд. Не хватало лишь старшей купюры - 100 рублей да незаконченной односторонней пробы в 50 рублей. Сторублевку мне удалось раздобыть уже в Москве лишь лет через тридцать после работы в самом Харбине; она оказалась довольно редкой и дорогой. В настоящее время эти боны оценивают от 60 тысяч рублей за рублевую купюру до 200 тысяч рублей за сторублевую.

Первое знакомство с бонами подтвердило слова московского бониста: все купюры имели подпись управляющего КВЖД Хорвата. Однако никакой головы на 50 копейках я не нашел. Зато на остальных купюрах действительно увидел образованную клубами пара голову. Но она мало напоминала мужскую, имела пышные кудри и какое-то трагическое выражение лица. Невольно возник вопрос: кто же такой Хорват и как он выглядел? Началась поисковая работа в библиотеках, музеях и других местах. Она дала следующие результаты.

Дмитрий Леонидович Хорват (1858-1937) - истинно русский патриот, по образованию инженер-путеец, по положению военный руководитель, дослужившийся до звания генерал-майора, награжденный множеством российских орденов, прослужил почти всю свою жизнь на железных дорогах в Сибири и на Дальнем Востоке. С 1903 года он возглавил строительство КВЖД и управлял ею почти всю оставшуюся жизнь. Внешне выглядел русским богатырем. Никаких кудрей не имел (был лыс) и славился густой длинной бородой. Его внешний облик никак не согласовался с головой под колесами паровоза. Так кто же был изображен в клубах пара?

Поговорил я тогда в Харбине об этом подколесном паре со многими, и что не разговор, то новая версия. В частности, уверяли, что американский художник якобы изобразил на них свой портрет: Однако зачем живому человеку самого себя помещать под колесами? Да и оригиналы бон, поговаривали, выполнил не американец, а россиянин. Эта версия отпадала. Говорили, что кто-то из семеновцев заказал художнику поместить под колеса портрет погибшего друга: Тоже как-то не вяжется с психологией военного человека. А вот одна весьма драматическая версия, по-видимому, была близка к истине.

В Харбине якобы жил художник и творил без памяти влюбленный в красавицу талантливый художник. В конечном итоге он добился ее руки, они обвенчались. А на следующий день его ненаглядная попала под поезд, который ее обезглавил. Художник эту драму остро переживал, замкнулся, его работы перестали появляться, и даже поговаривали, что он сошел с ума.

И вот когда в 1918 году были начаты работы над созданием денежных знаков для располагавшегося в Харбине Русско-Азиатского банка, этот уже не молодой художник, фамилию которого мне установить так и не удалось, взялся за изготовление оригиналов оборотной стороны всех купюр. Выполнил он свою работу и быстро, и буквально виртуозно. Оригиналы понравились как руководителям банка, так и самому генералу Хорвата с его женой - художницей Камилллой Альбертовной (родственницей известного художника А.Бенуа). Никто из них не заметил в клубах пара под колесами голову женщины с открытым в крике ртом.

Оригиналы отправили в США. Пи ним, не ведая о голове, отгравировали все купюры и выполнили заказ. Благодаря этому неведению на знаках разных достоинств изображения жены несчастного художника весьма условны и отличаются друг от друга. Однако трагическое выражение лица невольно сохранилось везде.

Жаль, что нельзя взглянуть на сами оригиналы рисунков этих бон. Они в США, по-видимому, за давностью лет погибли. Не знаю, встречаются ли подобные трагические рисунки на денежных знаках других стран и народов, но так или иначе харбинские боны несут на себе не только замечательные изображения локомотива тех времен, но и не вполне раскрытую тайну художника, обездоленного этим самым локомотивом.

Б. Ваниус
cтатьи
главная

Designed by Chepelivski Vitali